Способность
к изучению такой сложной и абстрактной вещи, как математика, — уникальная
человеческая черта, но она неразрывно связана с примитивным чувством величины,
встречающимся у многих животных.
Стелла Лоуренко из Университета Эмори (США) и её коллеги выяснили, что младенцы в возрасте до шести месяцев отличают «больше» от «меньше», будь то количество объектов, их габариты или время, в течение которого они видят предметы. Это интуитивное, невербальное чувство (возможно, врождённое) наблюдалось и у животных. Например, обезьяны понимают, что пять бананов больше двух.
Стелла Лоуренко из Университета Эмори (США) и её коллеги выяснили, что младенцы в возрасте до шести месяцев отличают «больше» от «меньше», будь то количество объектов, их габариты или время, в течение которого они видят предметы. Это интуитивное, невербальное чувство (возможно, врождённое) наблюдалось и у животных. Например, обезьяны понимают, что пять бананов больше двух.
«Очевидно, это чувство имеет адаптивное значение для животных, — отмечает г-жа
Лоуренко. — Рыбы, грызуны и даже насекомые демонстрируют понимание величины».
Но почему-то лишь люди способны к формальной математике, в том числе понимают
символическое обозначение числа, количественные понятия и вычислительные
операции. Примитивное чувство величины задействует внутритеменную борозду,
тогда как высшая математика требует использования более широких участков мозга.
Для участия в эксперименте исследователи набрали 65 студентов, которым предстояло проверить свои способности к восприятию величин. На экране компьютера им демонстрировали две точки разных цветов, которые появлялись лишь на 200 мс, и добровольцам надо было определить, точек какого цвета было больше. Большинство с лёгкостью различало группы из пяти и десяти точек, а некоторые гении успевали разглядеть разницу между девятью и десятью.
Испытуемым также показали точки различных размеров и цветов для проверки способности оценивать размер выделенной области. Затем они выполнили набор стандартных математических тестов.
Оказалось, что чем более выдающимся было у подопытных интуитивное чувство величины, тем больше баллов они набирали по арифметике. Аналогичная корреляция замечена между способностью определять размер области и геометрической частью тестов.
«Путём лучшего понимания психологических механизмов, лежащих в основе математических способностей от арифметики до геометрии, мы надеемся когда-нибудь узнать, как так случилось, что мы научились языку математики, и почему одни разбираются в ней лучше других, — говорит соавтор Джастин Бонни. — Затем, возможно, появятся методики помощи тем, кто терпит поражение в борьбе с определёнными разделами математики».
Американские подростки сильно отстают по математике от своих сверстников из других развитых стран. Стоило Китаю в 2010 году впервые принять участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, как он тут же возглавил рейтинг, а США довольствовались 31 местом.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам Университета Эмори.
Для участия в эксперименте исследователи набрали 65 студентов, которым предстояло проверить свои способности к восприятию величин. На экране компьютера им демонстрировали две точки разных цветов, которые появлялись лишь на 200 мс, и добровольцам надо было определить, точек какого цвета было больше. Большинство с лёгкостью различало группы из пяти и десяти точек, а некоторые гении успевали разглядеть разницу между девятью и десятью.
Испытуемым также показали точки различных размеров и цветов для проверки способности оценивать размер выделенной области. Затем они выполнили набор стандартных математических тестов.
Оказалось, что чем более выдающимся было у подопытных интуитивное чувство величины, тем больше баллов они набирали по арифметике. Аналогичная корреляция замечена между способностью определять размер области и геометрической частью тестов.
«Путём лучшего понимания психологических механизмов, лежащих в основе математических способностей от арифметики до геометрии, мы надеемся когда-нибудь узнать, как так случилось, что мы научились языку математики, и почему одни разбираются в ней лучше других, — говорит соавтор Джастин Бонни. — Затем, возможно, появятся методики помощи тем, кто терпит поражение в борьбе с определёнными разделами математики».
Американские подростки сильно отстают по математике от своих сверстников из других развитых стран. Стоило Китаю в 2010 году впервые принять участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, как он тут же возглавил рейтинг, а США довольствовались 31 местом.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам Университета Эмори.
31 октября 2012 года, 17:48 | Текст: Дмитрий Целиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий