Вечер 6
января — Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют
«коляды». Православные христиане готовятся к
встрече Рождества Христова. В Рождественский сочельник, шестого января,
православные храмы засветятся разноцветными лампочками гирлянд и живыми
огоньками свечей. Возле многих храмов по традиции накануне Рождества будет
установлен вертеп – символическое изображение пещеры, где родился Богомладенец
Христос.
В рождественский Сочельник
православные постятся «до первой звезды» и готовят праздничную одежду.
Считалось, что нельзя встречать Рождество в черной одежде («приходить на пир в
печальной одежде»).
В канун
Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и
ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги.
Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» -
сочельник.
До
появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин – «вечеря». Обычно в
этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать
праздник Рождества.
Со «святого
вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор,
собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью,
творятся всякие чудеса. Еще одна примета действовала для всех. Считалось, что
если в этот день попариться в жаркой бане — здоровья стократ прибавится.
Считается,
что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и
колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то
загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в
рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих
праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.
В
рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь
кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными
зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого
Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то
загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя.
Именно с
ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество
всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести
счастье. К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или
изюминкой, горошиной перца, орешком и так далее). Хозяин дома делит пирог, и
счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом.
Говорили
также: на святой вечер ткать — несчастью угождать. По многим признакам судили о
будущем урожае. Ясный день сулил, что уродятся и овощи в огороде, и пшеница в
поле. Звезды в небе предвещали большой урожай черники, иней и глубоко
промерзшая земля — урожай хлеба, черные тропинки на снегу — урожай гречи.
Говорили, что если Млечный Путь полон звезд — погода будет солнечной.
Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с шестого на седьмое января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.
Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с шестого на седьмое января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.
Две тысячи
лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутемном
холодном хлеву родился Младенец. Мать, спеленав Младенца, положила Его в
кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.
Неожиданно
двери хлева отворились, и в дорогих запыленных одеждах вошли три восточных
царя, которых называли волхвами. Они несли в руках богатые дары. Волхвы были не
только правителями, но и учеными. Они наблюдали небесные светила, и когда
однажды заметили на востоке чудную звезду, пошли за ней на поклонение
Богомладенцу. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну.
Ладан — это дорогая ароматическая смола особого дерева, которую в древности
подносили в знак особого благоговения. А смирной, дорогим благовонным маслом,
помазывали умерших. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.
Честные
дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего
Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со
Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь. Там они хранились почти 400 лет.
Затем
византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения
новой столицы империи. А после падения Византии в середине 15-го века святыни
отправляются на святую гору Афон в монастырь святого Павла, где хранятся
поныне. Ценность их, историческая, археологическая и уж, тем более, духовная
неизмерима. И теперь, когда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения
паломникам, удивительным благоуханием наполняется вся церковь.
Интернет
Комментариев нет:
Отправить комментарий