Пища и питье
Пока мы живы, пища нам нужна,
В ней сил исток, дает нам рост она.
Когда же нужной пищи не хватает,
Слабеем мы и тело наше тает.
Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Хлеб из муки, помол которой тонок,
Хорош. Полезны молодой цыпленок
И свекла белая. Особенно она
Недужным и ослабленным нужна.
Еда из манных круп плотна, богата,
Питательны двухлетние ягнята.
Потребна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится.
В лекарствах важен их целебный сок,
Чтобы усилить желтой желчи ток.
Желчь черную иной продукт рождает,
И человек от этого страдает.
Коль стар козел иль бык – их не едят,
И слеглый хлеб порой содержит яд.
А рыба крупная и молоко
Помогут нам всегда дышать легко.
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное имя — Авиценна), арабский философ и врач, знаменитый ученый-энциклопедист мусульманского мира, последователь Аристотеля. Родился около Бухары в селе Афтана в 980 г. Начав с изучения богословия, он позднее познакомился со светскими науками (математика, философия, медицина) и к 20 годам стал крупным и известным ученым.
После падения Сасанидов Авиценна до конца жизни странствовал по дворам удельных персидских князей, становясь их придворным лекарем. Он был большим авторитетом для своих коллег — европейских врачевателей.
Труд всей жизни Авиценны — медицинская энциклопедия в 5 частях — «Канон медицины». Книга приобрела мировую известность и многократно переводилась на европейские языки. «Канон врачебной науки», представляющий собой обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и на протяжении многих веков был обязательным врачебным руководством в Европе и странах Востока.
Мусульманские богословы подчас обвиняли Авиценну в ереси и атеизме. Его философские и естественно-научные трактаты пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. Сегодня многие труды по философии и естествознанию утрачены. Сохранились немногочисленные стихи на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества — вечность материи, гимн просвещению и науке.
Авиценна оказал большое влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере — на арабскую, узбекскую и, в некоторой степени, на средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают создание «Божественной комедии» Данте. Умер в 1037 г.
Пока мы живы, пища нам нужна,
В ней сил исток, дает нам рост она.
Когда же нужной пищи не хватает,
Слабеем мы и тело наше тает.
Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Хлеб из муки, помол которой тонок,
Хорош. Полезны молодой цыпленок
И свекла белая. Особенно она
Недужным и ослабленным нужна.
Еда из манных круп плотна, богата,
Питательны двухлетние ягнята.
Потребна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится.
В лекарствах важен их целебный сок,
Чтобы усилить желтой желчи ток.
Желчь черную иной продукт рождает,
И человек от этого страдает.
Коль стар козел иль бык – их не едят,
И слеглый хлеб порой содержит яд.
А рыба крупная и молоко
Помогут нам всегда дышать легко.
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное имя — Авиценна), арабский философ и врач, знаменитый ученый-энциклопедист мусульманского мира, последователь Аристотеля. Родился около Бухары в селе Афтана в 980 г. Начав с изучения богословия, он позднее познакомился со светскими науками (математика, философия, медицина) и к 20 годам стал крупным и известным ученым.
После падения Сасанидов Авиценна до конца жизни странствовал по дворам удельных персидских князей, становясь их придворным лекарем. Он был большим авторитетом для своих коллег — европейских врачевателей.
Труд всей жизни Авиценны — медицинская энциклопедия в 5 частях — «Канон медицины». Книга приобрела мировую известность и многократно переводилась на европейские языки. «Канон врачебной науки», представляющий собой обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и на протяжении многих веков был обязательным врачебным руководством в Европе и странах Востока.
Мусульманские богословы подчас обвиняли Авиценну в ереси и атеизме. Его философские и естественно-научные трактаты пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. Сегодня многие труды по философии и естествознанию утрачены. Сохранились немногочисленные стихи на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества — вечность материи, гимн просвещению и науке.
Авиценна оказал большое влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере — на арабскую, узбекскую и, в некоторой степени, на средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают создание «Божественной комедии» Данте. Умер в 1037 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий