20 октября 2011 года, 17:03 | Текст: Кирилл Стасевич
Неудачи в решении математических задач могут быть связаны в большей степени
с работой мотивационных центров в подкорковых зонах мозга, чем с отсутствием
способностей как таковых.
Трудности с математикой не всегда имеют причиной отсутствие способностей;
нередко проблема связана с излишней тревожностью, которая предшествует решению
математической задачи. Иными словами, решая задачу, следует думать не о ней, а
«над ней». К такому выводу пришли психологи из Чикагского
университета (США), проанализировав активность мозга нескольких студентов с
боязнью математики.
Исследователи подвергли учащихся психологическому тесту, в котором нужно
было ответить, где и когда испытуемый ощущает перед математикой наибольший
страх: накануне занятия, по пути в аудиторию, получив задания для решения и т.
п. После этого самых пугливых пригласили поучаствовать во втором этапе
эксперимента. На этот раз студенты получали некий зрительный сигнал, который
предшествовал математическому или орфографическому заданию. Через какое-то
время это задание появлялось на мониторе. Активность мозга постоянно
отслеживалась с помощью фМРТ.
По словам учёных, у студентов с самым высоким уровнем «математической
тревоги» ещё до того, как они получали само задание, сильно активировались
некоторые участки височной и лобной долей. При этом степень возбуждённости
названных зон была обратно пропорциональна доле правильных ответов: если
активность была высока, то количество правильных ответов составляло 68%; если
активность была минимальна, число правильных решений возрастало до 83%. При
этом у испытуемых, не имевших страха перед математикой, число правильных
ответов достигало 88%.
Этими «тревожными» участками мозга оказались подкорковые структуры, хвостатое и прилежащие ядра. Они не вовлечены в собственно
решение задач, зато являются важной частью системы подкрепления. Эти структуры
формируют мотивацию, отвечают чувством удовольствия при выигрыше и оценивают
возможный риск, с которым придётся столкнуться при выполнении задания. Это они включаются,
когда мы принимаем решение «играть — не играть»; это из-за них в предчувствии
проигрыша у нас потеют ладони и замирает сердце.
Любопытно, что соответствия между активностью этих зон и выполнением
нематематических тестов не было ни малейшего. Та же картина наблюдалась у
студентов, которые не страдали от матбоязни. По словам исследователей, это
можно уподобить тому, как если бы вам надо было пройти по висячему мосту: вы
либо боитесь высоты — и тогда у вас в мозгу включаются одни процессы, либо не
боитесь — и тогда мозг занят совсем другими вещами. Статья с результатами
экспериментов готовится к публикации в журнале Cerebral Cortex.
Для практики же отсюда следует вот что: повысить свои успехи в математике
можно не только постоянными упражнениями, да и на валерьянку перед экзаменом не
стоит так уж полагаться. Нужно не просто подавлять эмоции, нужно уметь
направлять свои психические ресурсы на концентрацию внимания на самой задаче.
Если меньше думать о выигрыше, победа придёт сама собой. В общем, получается
этакая почти восточно-джедайская мудрость — правда, подкреплённая
магнитно-резонансной томографией.
Подготовлено по материалам Medical Xpress.
Комментариев нет:
Отправить комментарий