Страницы блога

среда, 22 декабря 2010 г.

Какой должна быть школа будущего?

Какой должна быть школа будущего? Об этом стоит спросить не только министра образования и науки, но и наших детей, которым предстоит в ней учиться. Нам удалось совместить оба условия: интервью у АНДРЕЯ ФУРСЕНКО взяли дети специального корреспондента "Ъ" Андрея Колесникова ВАНЯ И МАША.
АНДРЕЙ ФУРСЕНКО: У нас сегодня серьезное дело есть с вами — обсудить организацию школьного обучения в нашей стране. Я готов выслушать ваши замечания и предложения.
МАША: Про школу будущего? Мы как раз на эту тему начали проектные работы писать. Мне очень нравятся идеи одной девушки, которая предлагает сделать школу в виде лепестков цветов и добавить в современные школы побольше зелени — она так успокаивает. Дышать-то в Москве иногда нечем...

А. Ф.: А мне кажется, если говорить о школе будущего, то начинать надо не с того, каким будет здание, а с того, кто будет учиться и кто будет учить. Ведь если ученикам не будет интересно, то вряд ли из этой школы получится что-нибудь хорошее.
Я думаю, что в школе будущего классы будут довольно большими, будет много ребят.
ПАПА: Можно сейчас вот выйти и зайти в первую попавшуюся общеобразовательную школу — школа будущего будет: там в классах по 36 человек.
А. Ф.: Да не может такого быть.
М.: Может. Моя подружка, когда училась в Екатеринбурге, у них 40 человек в классе было.
А. Ф.: Я думаю, это некоторое преувеличение. Детям может казаться, что их много. (Папа и Андрей Фурсенко смеются.) Я посещал разные школы, я в России видел только одну школу, где в классе было 40 человек — эта школа была в Чечне.
В Москве есть школы, где в классе учится по 30 ребят, а не по 25, как должно быть, но это связано с тем, что это хорошая школа и родители очень хотят, чтобы эти школы брали побольше детей. Так вот я считаю, что в школе будущего должно быть много ребят. Потому что, когда мало ребят, мне кажется, это не очень интересно. Я помню свою школу — в классе было много ребят.
П.: Значит ли это, что вы строите школу будущего как школу прошлого? Своего причем?
А. Ф.: Нет, конечно. Я говорю, что может быть много ребят, потому что в спортивные игры, например, интереснее играть, когда много людей. Но при этом ребята должны иметь возможность заниматься небольшими группами по отдельным предметам: английский язык, химия, физика. И для таких предметов должны быть специальные интересные кабинеты. Вот вы уже ставили какие-нибудь опыты?

ВАНЯ: Было дело. Дома опыты проводили с кока-колой. Папа привез бутылки с колой и "Ментос". Бросили "Ментос" в колу над ванной, и кола вылетела...
А. Ф.: Могу еще один опыт посоветовать. Надо взять бутылку кефира, сварить вкрутую яйцо, очистить, потом взять пустую бутылку из-под кефира, ватку намочить в спирте, зажечь и бросить в эту бутылку. И когда она там сгорит, на горлышко бутылки положить крутое яйцо.
М.: И оно упадет туда?
А. Ф.: Посмотрите, что будет. Это интересно. Оно не совсем упадет.
М.: Мы на день рождения приглашали сумасшедшего ученого, и он показывал нам похожие опыты.
А. Ф.: А почему он был сумасшедший ученый?
В.: Так написано было в программке — "Сумасшедший ученый".
М.: Я спрашивала других детей про школу будущего, и большинство из них думают, что школа будущего будет летать.
А. Ф.: А зачем?

П.: Вам лучше знать...
А. Ф.: Тогда, может, плавать. Вы представляете, школа на пароходе. Никуда не убежишь с урока, только вплавь.
М.: Если школа летать будет, тоже никуда не убежишь.
А. Ф.: На самом деле, конечно, в школе будущего занятия должны проходить не только в школе. Я думаю, что вам на уроках географии, например, интересно было бы смотреть, не сидя в классе, а иногда выезжая на те места, про которые рассказывают. В будущем граница между тем, что ты учишься, и тем, что ты работаешь, будет неопределенная. Вот ты учишься, а потом оказывается, что ты уже что-то делаешь. И наоборот, ты что-то делаешь, а оказывается, ты все еще продолжаешь учиться. На самом деле это и есть школа будущего.

В.: А чего вам хотелось, когда вы учились в школе?
А. Ф.: Я всегда мечтал иметь собаку, и только когда стал взрослым человеком, мне удалось ее завести. Поэтому я думаю, что в школе будущего будут разные животные, за которыми можно ухаживать. Дружить надо не только с людьми, уметь дружить надо и с животными. Мне кажется, что в школе этому тоже можно и нужно учить.

П.: А почему у вас не было собаки дома?
А. Ф.: Потому что наша мама сказала: "Либо я, либо собака". (Смеется.) Нас было трое мужчин в семье и одна мама, мой папа тоже хотел собаку, но мама строго сказала: "Мне и вас хватает". Поскольку нам гораздо важнее было все-таки, чтобы дома была мама, мы отказались от мысли о собаке.
П.: Как насчет спорта в школе будущего?
А. Ф.: Думаю, будут разные игры. Но я точно уверен, что будет математика. Я до сих пор могу в уме большими цифрами оперировать, умножать, складывать.
П.: Семью девять — сколько?
М.: 63.
П.: Мы спорили вчера.
А. Ф.: О чем спорили?
М.: Ванька сказал, что 62, а я сказала, что 63.
А. Ф.: Не намного ошибся. А вот скажите, то, что в школе происходит, вы дома с родителями обсуждаете?
М.: Да.
П.: Ваня, было такое, что ты подрался с кем-нибудь и мне ничего не сказал и маме?
В.: Я вообще редко дерусь. Те, кто занимаются джиу-джитсу, дерутся редко.
А. Ф.: А какие предметы вам в школе нравятся? Читаете много?
М.: Много. В школе на уроках читаем и дома по вечерам читаем.
В.: Все время читаем дополнительно.
А. Ф.: У меня папа был занятой, он очень известный ученый. Он хотел, чтобы я прочел "Мцыри" Лермонтова. Я был очень упрямый — когда мне что-то советовали прочесть, я никогда не читал. А папа очень любил Лермонтова. Он посадил меня на диван, взял "Мцыри", это был седьмой класс. Вслух мне прочел всего "Мцыри", длинное довольно стихотворение, поэма. Я запомнил почти наизусть.

П.: А я вот так запомнил "Беглеца" Лермонтова, читал его вам (детям.— R): "Бежал Гарун быстрее лани, / Быстрей, чем заяц от орла; / Бежал он в страхе с поля брани, / Где кровь черкесская текла" и т. д. В школе будущего останутся все великие русские поэты?
ДЕТИ: Ага.
А. Ф.: Я тоже так думаю. Очень трудно придумать что-то лучше.

П.: А новые все-таки будут?
А. Ф.: Я думаю, что тоже будут. Я помню, был в классе шестом-седьмом. Тогда появились новые поэты — Евтушенко, Вознесенский, Рождественский. Я их читал, причем очень быстро выучил наизусть. В школе будущего, скажу такую крамольную вещь, надеюсь, будет не очень много компьютеров. Я думаю, что все-таки Skype это хорошо, но игры будут в школе будущего не компьютерные, а настоящие. Думаю, это интереснее.
П. (детям): Вы тоже так думаете?
ДЕТИ: Да.
А. Ф.: В школе будущего не будет очень длинных уроков.
М.: Сколько они будут длиться?
А. Ф.: А сколько, вам кажется, урок должен длиться? Я считаю, что минут 30-40 это нормально, хотя...
М.: У нас 40 минут.
А. Ф.: Хотя бывает по-разному. Бывает, урок пролетает незаметно. Бывает, что тянется очень-очень долго.
М.: На математике и на русском мне кажется, что урок идет пять минут, не больше.
А. Ф.: А какие долго тянутся?
М.: Не скажу.
А. Ф.: На самом деле школа будущего должна быть частью жизни. Если школа хорошая, то и жизнь будет хорошая, и наоборот. Надо, чтобы школа была частью хорошей жизни.
Записал Андрей Колесников
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1557087&ThemesID=285

Комментариев нет:

Отправить комментарий