Страницы блога

среда, 22 декабря 2010 г.

Аттестация педагогов


Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности — вопрос решенный: теперь каждый учитель должен будет один раз в пять лет подтверждать свою квалификацию, сдавая экзамены на допуск к профессии. С этой инициативой согласились даже профсоюзы, так как уже понятно, что общество вправе требовать от учителя соответствующего уровня компетентности.
Ася Столярова
Новой школе — новые учителя
Педагог, который не прошел переаттестацию, должен либо повысить свою квалификацию, либо покинуть школу. Невозможно будет создать новую школу, если в систему образования не придут новые учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чутких, внимательных и открытых новому педагогов необходимо воспитать, и это основная задача вузов, а тем, кто сейчас работает в школе, нужно помочь перестроиться, повысив свою квалификацию. Именно поэтому для 2011-2012 учебного года введен новый порядок аттестации учителей. Подтвердить соответствие занимаемой должности обязаны будут не только работники школ всех уровней образования, но и воспитатели, педагоги учреждений дополнительного образования, а также колледжей, училищ и техникумов.

Против внедрения системы обязательной аттестации долго протестовали профсоюзы, но в конце концов даже противники аттестации смирились с ее необходимостью. "Мы в этом году сумели договориться с профсоюзами о введении обязательной переаттестации учителей. Мы согласились с тем, что общество вправе требовать от учителя соответствующего уровня",— рассказал министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. Он уверен, что учитель, который не прошел переаттестацию, должен иметь возможность повысить свою квалификацию, но если и это не поможет, то ему придется покинуть школу. "Такой подход в интересах ребят",— добавил министр.
"Педагог должен быть компетентным, и аттестация должна подтвердить его компетентность. Мы не можем доверять только диплому, полученному 20 лет назад",— уверена директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. Раньше можно было много лет преподавать по одной программе, сейчас, в век интернета и новых технологий, это невозможно: ситуация меняется почти каждый учебный год. Но чтобы учить детей по-новому, педагогу сперва самому придется многому научиться. Некоторым учителям сложно перестроиться самостоятельно, им нужен какой-то толчок, и именно аттестация может стать фактором, стимулирующим педагога к самосовершенствованию.

Новые правила аттестации очень похожи на принципы новой системы оплаты труда: они учитывают результаты и качество работы учителя. Новый порядок разрабатывался министерством несколько лет совместно с субъектами РФ, профсоюзом работников народного образования РФ и другими общественными организациями. Внедрение новой системы оплаты труда и аттестации в Москве будут проходить одновременно, с нового учебного года. Пока учителя опасаются, что их зарплаты уменьшатся. Но Ирина Абанкина уверяет, что бояться не стоит: опыт тех регионов, где уже перешли на новую оплату труда, показывает, что средний уровень зарплат даже увеличился, а наиболее активные и креативные педагоги стали получать значительные премии за рационализаторские идеи.

Что изменится?
Теперь вместо трех квалификационных категорий будут две — первая и высшая, а аттестацию учителя будут проходить на уровне субъекта Российской Федерации. С нового года каждый педагог независимо от его желания и стажа работы должен будет каждые пять лет проходить аттестацию на допуск к профессии. Отсрочка на два года дается молодым специалистам и беременным женщинам.

Раньше учителей никто не мог заставить экзаменоваться и повышать свой уровень знаний. Новый порядок предусматривает два вида аттестации — обязательную и добровольную. Обязательная аттестация будет проводиться каждые пять лет, и для того чтобы остаться в школе, учитель должен все время проходить курсы повышения квалификации, вести внеурочную работу, пользоваться авторитетом у учеников. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя, для того чтобы установить, соответствует ли уровень его квалификации требованиям первой квалификационной категории.

По старой системе педагогу, отработавшему в системе образования 20 лет, присваивался второй разряд и ему не нужно было проходить аттестацию. Сейчас эти учителя обязательно должны будут пройти экзамен на допуск к профессии. Возмущение педагогов, много лет посвятивших школе, понятно. Однако, по мнению учителей, ознакомившихся с методикой аттестации, экзамен не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, его можно сдать в письменном виде. "Речь идет о практических знаниях в области психологии и педагогики — мы решаем подобные задачи каждый день",— объяснила Анна Никифорова, учитель начальных классов одной из московских школ. По ее словам, если педагог все помнит и знает, то для него не составит труда ответить на вопросы. "А если не помнит, то, наверное, есть необходимость освежить эти знания в голове",— уверена госпожа Никифорова.

Проходить аттестацию сразу всем учителям не придется. Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, сохранятся на тот срок, на который были присвоены. Например, педагог, имеющий высшую категорию, будет проходить аттестацию после того, как срок категории закончится. После этого он должен будет сдать экзамен на допуск к профессии и потом опять подтверждать категорию.

А судьи кто?
Аттестация педагогов проводится аттестационной комиссией, которую формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. А аттестацию педагогов будет проводить аттестационная комиссия, которую сформируют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии могут войти представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.
В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель профсоюзной организации, а также создаются экспертные группы, которые могут осуществить всесторонний анализ результатов деятельности педагога и подготовить экспертное заключение для комиссии. Учитель может присутствовать на заседании комиссии, о чем должен заранее известить членов комиссии. Хотя в случае его неявки аттестация может быть проведена и в его отсутствие. Впрочем, решение принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Результаты аттестации учитель вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Переподготовку — в массы
"Обязательная переаттестация педагогов раз в пять лет напрямую связана с необходимостью как минимум раз в пять лет проходить переподготовку. Для этого должны быть созданы соответствующие условия. При этом важно, чтобы учителя могли сами выбирать, где пройти обучение — в академии повышения квалификации, в вузе или на базе передовой школы". По словам Андрея Фурсенко, министра образования и науки РФ, к 2015 году запланировано создание 144 стажировочных и базовых площадок, на которых пройдут подготовку и повышение квалификации более 80 тыс. педагогов.

Понятно, что министерство не сможет просто взять и уволить всех, кто не прошел или не захотел пройти аттестацию, и заменить их молодыми специалистами. В этом случае лучший вариант — переподготовка. "Речь должна идти не просто о месячных курсах, а о годовых, чтобы человек мог реально подготовиться к работе в новых условиях",— считает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, после перехода на новую систему в школе должны остаться только учителя первой и высшей категорий. "Те, кто сейчас имеет вторую категорию, должны пройти переаттестацию. Это серьезно и сложно. Педагогов второй категории сейчас не так уж много, но большинство из них специалисты с большим опытом практической деятельности. Если мы хотим их сохранить, то надо помочь им подготовиться к экзаменам",— говорит госпожа Абанкина

Комментариев нет:

Отправить комментарий